Стоматология и логопедия: в чем связь и влияние на речевое развитие ребенка

Вы здесь:

Общепризнанным является факт негативного влияния аномалий зубочелюстного аппарата на речевое развитие ребенка. Прежде всего, речь идет о детях с так называемыми малыми анатомическими аномалиями артикуляционных органов к которым относят:

деформации прикуса (по сагиттали и трансверзалу),
деформации зубного ряда (адентия, дистопия, скученность зубов);
короткую уздечку языка;
микро и макроглоссию (от греч. glossa – язык);
«готическое» или плоское небо и т.д.
 Вторую, более сложную группу составляют дети с врожденными несращиваниями верхней губы и/или неба.

Результаты наших исследований подтверждают тот факт, что в случае несвоевременного обращения родителей, раскоординированности в работе основных специалистов-медиков, обеспечивающих сохранность или восстановление анатомической целостности основных артикуляционных зон, чрезвычайно усложняется процесс формирования речевого развития ребенка как во времени, так и в содержании. Чем позже начинает свою работу ортодонт или хирург-стоматолог – тем хуже могут быть результаты логопедической коррекции. Поскольку сензитивный (благоприятный) период развития речи у ребенка – 2-3 года. Следовательно, если в раннем возрасте не предотвратить дефектное развитие челюстно-лицевой области, мы безвозвратно теряем или значительно тормозим возможность нормального развития всех компонентов функциональной системы языка и речи. Чем, по сути, сужаем траекторию индивидуального развития собственного ребенка.

Особенно «опасным» или «сверхчувствительным» к причинам, вызывающим нарушение речи считается возраст ребенка до трех лет. Поскольку сензитивным (благоприятным) для развития речевой деятельности ранний и преддошкольный возраст ребенка.

Согласно нормативным показателям развития речи:

 — в 12 месяцев ребенок должен произносить первые слова (более 40), успешно пройдя этап гула и лепетной речи,
 — в два года у ребенка должны быть сформированы основные артикуляционные сложения и произноситься более 100 слов, должна быть краткая фраза;
 — в три года ребенок должен иметь фонетически чистое произношение большинства звуков, произносить многосложные слова и владеть связной речью в пределах 1000 слов.
Основываясь на современных психолингвистических началах понимания порождения речи и опираясь на собственные исследования, сегодня мы принципиально придерживаемся той точки зрения, что зубочелюстные аномалии при соответствующих условиях обычно становятся причиной нарушений психофизиологической основы развития фонетической системы речи. Поскольку ее сформированность в первую очередь предполагает интеграцию акустического и кинестетического (или двигательного) анализатора. Только при таком условии акустический и артикуляционный образы звуков языка, дополняя друг друга, ассоциируются вместе и обеспечивают нормативное звучание всех звуков родного языка.

В противном случае длительное существование дефектного артикуляционного уклада (артикулемы) вследствие нарушений в строении артикуляционных органов или зубочелюстной системы приводит к формированию устойчивого искривленного кинестетического ощущения работы артикуляционных органов и тогда в соответствующих центрах коры головного мозга ребенка постепенно закрепляются неправильные двигательные программы не постоянно. Именно поэтому на слух мы воспринимаем данный звук как неестественный и непонятный.

Учитывая особенности развития детей с врожденными или приобретенными дефектами челюстно-лицевой области, не оставляет сомнений наличие у них более тяжелых нарушений одной или нескольких позиций одновременно, что, безусловно, может приводить к различным вариантам нарушенного психоречевого развития.

Вышеупомянутое, безусловно, подтверждает острую необходимость раннего логопедического сопровождения такого ребенка и семьи, которая его воспитывает в тесном сотрудничестве с врачами-стоматологами в одной команде.

Впервые в Украине в Клинике Дубновой для детей реализуется идея непрерывного, межотраслевого влияния на ребенка, который имеет стоматологические, ортодонтические (или ортогнатические), миофункциональные нарушения или тяжелые врожденные пороки челюстно-лицевого участка и речевые пороки.

Мы предлагаем систему логопедических мероприятий, которая подразумевает синергетический подход и тесное взаимодействие между семьей, ребенком, врачом и логопедом.

С октября 2021 в клинике ведет постоянный прием Светлана Юрьевна Коноплястая – ведущий и авторитетный специалист по коррекции речевого развития, доктор педагогических наук, профессор, общий стаж работы 43 года.

Мы предлагаем родителям объемно увидеть и понять не только стоматологический статус ребенка, но и психоречевой. Это возможность не только получить реальную картину состояния здоровья своего ребенка, но и существенно ускорить сроки полного восстановления нарушенных или утраченных функций и соответственно преодолеть проблемы речи.

Записаться на консультацию к логопеду можно по телефону: (044) 333-73-21

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить