Стоматология и логопедия: в чем связь и влияние на речевое развитие ребенка

Вы здесь:

В связи с ростом количества речевых расстройств у детей и подростков остро стоит вопрос профилактики нарушений речи. А совместная работа ортодонтов, детских стоматологов стоматологов-хирургов и логопедов позволяет на ранней стадии выявлять миофункциональные нарушения, влияющие на возникновение речевой патологии.

logopedist 300x200 - Стоматология и логопедия: в чем связь и влияние на речевое развитие ребенка

В чем же связь логопедии и стоматологии?

Часто речевая патология связана с повреждением органов артикуляции — языка, губ, зубов, верхней и нижней челюсти, неба. Аномалии зубо-челюстного аппарата имеют прямое, к сожалению, негативное влияние на развитие речи ребенка — это общепризнанный факт.

Прежде всего речь идет о детях с так называемыми малыми анатомическими аномалиями артикуляционных органов:
• деформации прикуса по сагиттали и трансверзали;
• деформации зубного ряда: адентия (отсутствие зубов), дистопия (аномалия положения зубов), скученность зубов;
• короткую уздечку языка;
• микро и макроглоссия (аномально маленький или большой язык)
• «готическое» небо и тому подобное.
Вторую, более сложную группу, составляют дети с врожденными несращениями верхней губы и / или неба.
Также к причинам возникновения аномалий строения артикуляционного аппарата можно отнести и вредные привычки:
• сосание пальцев, щеки, предметов,
• прикусывания губ или щек,
• ротовое дыхание,
• привычка давить языком на зубы,
• зафиксированые позотонические рефлексы, влияющие на  неправильное положение частей тела: нарушение осанки, неправильная поза тела или подкладывания кулачка под щеку во время сна, запрокидывание головы.

Итак, чем раньше начинают совместную работу ортодонт или хирург-стоматолог и логопед — тем лучше могут быть результаты коррекции.

2   logoped 300x211 - Стоматология и логопедия: в чем связь и влияние на речевое развитие ребенка

На что именно влияют аномалии развития зубочелюстной системы?

Прежде всего это дефекты речи — так называемые органические дислалии — нарушение звукопроизношения, которые не связаны с недостатками слуха, нарушениями иннервации (тонуса мышц) речевого аппарата и недостатками умственного развития ребенка. В первую очередь речь идет о нарушении произношения звуков Р, Л, С, С, Ш, Ж и ДЗ, ИП, Ч, Ц.

Все эти звуки по месту создания является переднеязычными, что объясняет прямую зависимость формирования правильного артикуляционного образа большинства звуков речи от гармоничности, правильного соотношения верхней и нижней челюстей и общей слаженности работы артикуляционных органов.

На что обращать внимание родителям?

Особенно «опасным» или «сверхчувствительным» к причинам, вызывающим нарушения речи, считается возраст ребенка до 3-х лет.

  • В 12 месяцев ребенок должен произносить первые слова (более 40), успешно пройдя этап гуления и лепетаречи.
  • В два года у ребенка должны быть сформированы основные артикуляционные уклады и произноситься более 100 слов и короткие фразы;
  • В три года ребенок должен иметь фонетически чистое произношение большинства звуков, произносить многосложные слова и владеть связной речью в пределах 1000 слов.

Сегодня мы придерживаемся той точки зрения, что зубо-челюстные аномалии обычно становятся причиной нарушений психофизиологической основы системы речи ребенка. Поскольку ее сформированность предполагает взаимодействие акустического и двигательного анализаторов, дополняя друг друга, обеспечивают нормативное звучания всех звуков родного языка. У детей с врожденными или приобретенными дефектами челюстно-лицевой области часто наблюдается наличие более сложных проблем, что может приводить к различным вариантам нарушенного психоречевого развития. Именно это говорит о необходимости раннего логопедического сопровождения такого ребенка в тесном сотрудничестве с врачами стоматологами в одной команде.

konoplyasta svitlana yuriivna 240x300 - Стоматология и логопедия: в чем связь и влияние на речевое развитие ребенка

В «Клинике Дубновой для детей» впервые в Украине реализуется идея комплексного, межотраслевого влияния на ребенка, который имеет стоматологические, ортодонтические (или ортогнатические), миофункциональные нарушения или тяжелые врожденные пороки челюстно-лицевой области и речевые недостатки.

С сентября 2021 в клинике ведет постоянный прием логопед Светлана Юрьевна Конопляста, ведущий специалист по коррекционной логопедии, доктор педагогических наук, стаж работы 43 года.

Мы предлагаем родителям объемно увидеть и понять не только стоматологический статус ребенка, но и психоречевой. Это возможность не только получить реальную картину состояния здоровья своего ребенка, но и существенно ускорить сроки полного восстановления нарушенных или утраченных функций и, соответственно, преодолеть проблемы речи.

Мы предлагаем новый пакет современных логопедических услуг для вашего ребенка:

  1. Логопедическая тераностика (комплексная терапевтически-логопедическая диагностика состояния психоречевого развития ребенка с учетом стоматологического статуса ребенка).
  2. Диагностика нейропсихологической готовности мозговых зон ребенка к обучению, раннее выявление склонности к нарушениям речи и предупреждения трудностей в обучении.
  3. Определение лого-коррекционных путей обеспечения индивидуальной траектории гармоничного развития вашего ребенка.
  4. При необходимости и по желанию родителей — проведение логопедических занятий непосредственно в клинике согласно результатам диагностики с использованием современных логотехнологий преодоления нарушений речевого развития.
  5. Популяризация и внедрение логотренинговых мероприятий для врачей и родителей.
  6. Проведение логотерапевтической диагностики и преодоления нарушений речи у подростков.

Язык — это важнейшая психическая функция человека, которая способствует социальному контакта. Любые речевые расстройства приводят к изменению поведенческой модели ребенка. Он становится нерешительным, застенчивым, раздраженным, молчаливым, замкнутым.

Чтобы избавиться от этих проблем, лечение должно проводиться в тесном контакте с коррекцией звукопроизношения. Как правило, качественная совместная работа логопеда и ортодонта дает отличные результаты.

Записаться на консультацию к логопеду можно по телефону: (044) 333-73-21

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить