Олег Ковнацкий о том, нужно ли лечить молочные зубы и как подготовить ребенка к походу к врачу

Вы здесь:

Мы тесно сотрудничаем в специализированными клиниками, которые занимаются лечением детей со сложными диагнозами. Ведь стоматологические проблемы особо остро проявляются при сопутствующих заболеваниях и важно, чтобы и родители «особенных» детей были информационно подготовлены и знали о важности и необходимости профилактики.

IMG 3619 200x300 - Олег Ковнацкий о том, нужно ли лечить молочные зубы и как подготовить ребенка к походу к врачуОлег Леонидович Ковнацкий рассказал врачам и пациентам «Неврологической клиники доктора Яценко» о том, как заботиться о стоматологическом здоровье детей, как выбрать клинику и подготовить особенного ребенка к приему у стоматолога:

Что будет, если не лечить молочные зубы?

Если не лечить молочные зубы с кариесом, может возникнуть ряд проблем.

Первое, что нужно понимать, кариес – это не просто дырка в зубе, как дырка в платье, которую нужно просто зашить, и все. Дырка – это уже следствие, а причина кариеса – инфекция. И эта инфекция, как и любое другое инфекционное заболевание, постоянно прогрессирует: кариес идет вглубь зуба. В следствии, зуб уже не может выполнять свои функции на должном уровне.

Второе: во временных зубах (как и в постоянных) есть сосудисто-нервный пучок. В народе его называют «нервом», поскольку нерв, а не сосуды, дает ощущение боли. Следственно, пораженный временный зуб может болеть, и ребенок будет жаловаться на боль, не все кушать и так далее.

Третье: часто бывает ситуация, что микробы разрушают нерв: когда зуб болит-болит, а потом раз – и не болит. Это говорит о том, что пульпа разрушена, и микробы будут жить внутри зуба. Такая ситуация приводит к разрушению костной ткани.

Я всегда говорю, что зубы «живут» в челюсти, а челюсть – в голове, а в голове у нас есть важные органы, согласитесь. Так вот, когда инфекция проникает глубже зуба, организм реагирует на нее воспалительным процессом: могут быть сильные боли и даже температура, может напухать щека, припухать глаз, нарушаться общее состояние ребенка. И эта патология уже не всегда терапевтическая, она может быть уже и хирургической.
Этот зуб, скорее всего, нужно удалять. И иногда делать это нужно в условиях стационара, если в челюсти уже есть воспаление.

У нас бывали случаи, когда мы направляли ребенка в стационар на несколько дней, поскольку в связи с не леченным временным зубом он нуждался в дополнительной врачебной помощи.

Еще одна опасность, возникающая из-за отсутствия лечения временных зубов, — это смерть зачатка постоянного зуба, который находится под временным. Это тоже очень неприятно, потому что в таком случае у ребенка уже не будет ни временного зуба, ни постоянного.

Со скольки лет нужно начинать ухаживать за детскими зубами?

Это, как с машиной). Когда нужно мыть машину? Правильно, когда она у вас появилась, и вы ее испачкали. Точно так же и с зубами: когда они появились, за ними нужно начинать ухаживать.

Что делать, если ребенок боится стоматолога?

Первое, не нужно пугать ребенка доктором-стоматологом. Ребенок, как правило, не боится, боятся взрослые, которые уже понимают, кто такие стоматологи и чем они занимаются. Ребенок же, если ему не рассказали в ярких красках про лечение зубов, не знает, кто такой стоматолог и не испытывает страх.

Второе, нужно показать ребенка детскому стоматологу, который владеет навыками управления поведением ребенка до того момента, когда нужно будет делать профилактические осмотры. Тогда стоматолог сможет так построить отношения с ребенком, чтобы он его не боялся.
Есть ли какие-то правила в работе стоматолога с детками с неврологическими заболеваниями?

Безусловно, есть. Чем раньше вы начнете показывать ребенка стоматологу, тем лучше. В таких, случаях необходимо еще больше внимания уделять индивидуальной домашней гигиене. Поэтому ваша задача – спланировать вместе с вашим доктором-стоматологом профилактическую программу ухода за зубами: что делать, как делать, чем делать.

Нужно понимать, очень много можно сделать при помощи правильной профилактики, в том числе и профессиональной: не лечебных процедур, а именно профилактических. И даже если проблемы с зубами и возникнут, они будут не того объема, как если бы вы не делали профилактику.
Что касается лечения, оно, конечно же, должно проводиться с учетом всех факторов риска.

Как подготовить особенного ребенка к походу к стоматологу?

Все детки разные, и нужно смотреть конкретно по вашему ребенку. Есть детки, которым если расскажешь заранее, что их ждет, они испугаются.

А бывает и наоборот, часто встречается у детей с аутичным спектром: когда деткам нужно заранее все рассказать и показать: вот такой стоматолог, вот такая комната, вот такое кресло, вот такое оборудование. Нужно рассказать о каждом этапе и буквально прорепетировать.

Какой должна быть клиника, где доктора могут лечить детей, вне зависимости от его особенностей развития?

Клиника должна быть специализированной для лечения особенных деток. Клиника, в которой с одной стороны работают детские стоматологи, умеющие общаться с разными детьми. С другой стороны, в клинике должно быть хорошее анестезиологическое обеспечение: как консультативное или, когда доктор-анестезиолог присутствует при обычном лечении зубов, так и в условиях, когда нужно общее обезболивание, глубокая седация или наркоз.

Что бы вы посоветовали родителям детей, которые приходят на прием? Как нужно вести себя, чтобы помочь докторам (а не мешать)?

Не нужно чрезмерно готовить ребенка. Если же у вас особенный ребенок, в телефонном режиме поговорите с вашим доктором, чтобы понял, какие сопутствующие вопросы есть, и мог подготовиться сам, а также подготовить родителей.

Обычно, на приеме солирует доктор-стоматолог: он объясняет в игровой форме, что и как будет происходить. Задача родителей – ободрять ребенка и, по возможности не вклиниваться в работу врача, не перебивать. Когда вы хотите подбодрить ребенка, не используйте слова: «не бойся», «не переживай», «тебя здесь не укусят» и так далее. Скажите: «ты умница», «ты – молодец», «ты — супергерой» и так далее. То есть, не нужно акцентировать внимание на процедурах, нужно просто говорить ребенку, какой он у вас молодчина, ведь так и есть).

Назовите главные правила (свои, личные), которых вы придерживаетесь в работе с необычными пациентами?

Во-первых, это подготовка. Мне важно понимать, какие особенности есть у ребенка, ведь сердечно-сосудистые патологии, неврологические заболевания или генетические особенности, — все это требует разной подготовки.

Во-вторых, каждый ребенок заслуживает иметь здоровые зубы и, чтобы лечение было проведено с уважением к нему и учетом его желаний и возможностей. Иногда бывают случаи, когда предлагают подержать ребенка, который не готов к лечению, я не согласен с такими методами, поскольку и качество лечения и сам ребенок будут страдать.

В-третьих, качество лечения. Иногда есть стереотип: если у ребенка есть еще какое-то заболевание, то проблемы зубов достаточно решать симптоматически: чтобы не болело или что-то не было видно, — для меня это неприемлемо. Лечение должно быть качественным, поскольку это и полноценное жевание и много важных факторов.

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

Отправить