Откуда берётся инструмент в зубном канале?

Bysergey

Сломанный инструмент в зубном канале после лечения…?

На вопросы отвечает врач – стоматолог-эндодонтист, соучредитель Украинского эндодонтического сообщества Денис Викторович ПОДИЛЬЧУК .

Денис Викторович, на сайте Вашей клиники я нашла удивительный отзыв, оставленный пациентом. Он благодарит Вас за то, что вы достали из канала его зуба два инструмента! Я провела поиск в сети Интернет и поняла, что Ваш пациент далеко не единственный, кто столкнулся с этой проблемой. Но как могло случиться, что в зубном канале оказался стоматологический инструмент и что именно это было?

Канал зуба напоминает туннель. Чтобы прочистить его, врач использует инструменты, сделанные из медицинской стали или из сплава никель-титана. Но, какими бы прочными ни были металлы, предназначенные для стоматологических инструментов, все они подвержены так называемой усталости. И если врач использует не новый инструмент, работает с ним некорректно или канал зуба сильно изогнут, то инструмент может разделиться на части.

То есть сломаться прямо внутри канала?

Да. По статистике, частота таких поломок составляет 2–5 % клинических случаев. Сам по себе обломок стоматологического инструмента воспаления не вызывает, но его вызывают микробы, которые находятся в канале, обломок же мешает почистить его качественно. Однако только в половине случаев сломанный инструмент создает проблемы. Зачастую люди живут с такими обломками в каналах, даже не подозревая об этом, и у них нет никаких воспалительных проявлений.

А как человек может догадаться о том, что у него в зубном канале что-то осталось?

Об этом, как правило, можно судить по рентгеновскому снимку, который согласно протоколу лечения каналов (эндодонтического лечения) должен быть сделан по окончании лечения зубного канала. Также во время лечения зубов я часто вижу обломки инструмента через микроскоп. Обнаружив такой обломок, можно сфотографировать его, извлечь и показать пациенту.

То есть, если человек пролечил зубные каналы и хочет убедиться в том, что врач там ничего не забыл, нужно сделать контрольный снимок?

Именно так.

Пример: снимок зубного канала до лечения, с обломками инструмента, и после их удаления.

oblomki-001

Протокол, который вы упомянули, используется только в Вашей клинике или во всех медицинских учреждениях?

Это протокол, рекомендованный Минздравом, но он уже устарел. Поэтому мы руководствуемся современным протоколом, который представляет собой золотой стандарт эндодонтического лечения. Снимки до и после – обязательное условие качественного лечения зубного канала.

А если у стоматолога нет нужного оборудования, чтобы делать снимки?

Если у стоматолога нет оборудования для выполнения протокола, рекомендованного Министерством здравоохранения, это означает нарушение стандартов лечения. Соответственно, вероятность ошибок и погрешностей в этом случае намного больше. Не рекомендуется проводить лечение там, где нет возможности сделать снимки и проконтролировать качество работы врача.

Предположим, человек ходил к одному врачу, а потом пошел к другому и обнаружил, что предыдущий врач оставил в зубном канале обломок инструмента. Что делать в этом случае?

Врач, будь то узкий специалист (эндодонтист) или стоматолог общего профиля, вначале должен проанализировать клиническую ситуацию и, разносторонне оценив её, сообщить пациенту, есть ли необходимость доставать обломок инструмента. Если обнаружилось воспаление, врач должен предложить пролечить зубной канал еще раз: открыть его, пройти заново, удалить обломок и поставить пломбу. В определенных клинических ситуациях, когда пациента ничто не беспокоит и нет воспаления, доставать обломок нецелесообразно, так как можно повредить зуб и сделать только хуже.

И, если оставить всё как есть, человек ничего не будет чувствовать?

Ничего.

И все же, обломки стоматологического инструмента в канале это относительно безопасная ситуация или бомба замедленного действия?

Сломанный инструмент – это всегда осложнение лечения. Однако стоматологи говорят так: «Кто не ломает инструменты, тот не работает». Такие ситуации были, есть и будут. В то же время это вовсе не означает, что стоматолог не должен минимизировать подобные осложнения.

Должен ли врач, который лечит зубные каналы, давать гарантию на свою работу? И если да, то как пациенты могут узнать о ней?

Прежде всего, врач должен стремиться минимизировать риски в своей работе. В нашей клинике вдобавок к контрольным снимкам и использованию в лечении зубных каналов микроскопа ведется учёт использованных инструментов. Мы предпочитаем заменить инструмент новым, если возникает малейшее сомнение в его «усталости» и, соответственно, риск того, что он может сломаться. Одноразовое использование стоматологических инструментов для лечения зубных каналов в Украине не практикуется: учитывая дороговизну инструментов, это увеличило бы стоимость лечения в полтора раза. Год назад мы провели в нашей клинике опрос, и 83 % пациентов признались, что не готовы платить за индивидуальный набор. Тем не менее есть и такие, которые хотят, чтобы для их лечения использовали новый набор стоматологических инструментов. Безусловно, мы идём навстречу таким пожеланиям.

Лечение зубных каналов – это микрохирургическая процедура. У неё, как и у любой хирургической процедуры, есть скорее прогноз, чем гарантия. При удалении аппендикса вам не дадут 100-процентной гарантии успешности операции. И при удалении нерва тоже есть свои риски. Исход зависит не только от врача, но и от иммунитета пациента, типа микробов, живущих в канале, анатомии и состояния зуба. Благоприятный прогноз обычно варьирует от 80 % до 95 % в зависимости от ситуации.

С какими еще ситуациями вам приходится сталкиваться? С чем обращаются чаще всего?

Примерно 70 % составляют простые ситуации, когда нужно пролечить зубной канал заново, а оставшиеся 30 % приходятся на сложные случаи. С ними пациентов чаще всего направляют из других клиник. На первом месте рейтинга пропущенные зубные каналы. Без соответствующего увеличения (использования микроскопа во время лечения) врач пропускает 20–30 % каналов.

А почему врач пропускает каналы?

Анатомия человека очень индивидуальна. У кого-то в зубе может быть один канал, а у кого-то – три или четыре. И лечение без увеличения (без микроскопа или бинокулярных луп) проводится, так сказать, наощупь или почти вслепую. А благодаря увеличению врач лучше видит анатомию зуба. Поверьте, вход в канал может быть таким маленьким, что иногда его трудно найти даже с микроскопом.

Как эту проблему решают в вашей клинике?

В нашей стоматлогической клинике лечение зубных каналов всегда проводится под микроскопом, поскольку это позволяет качественнее почистить канал, минимизировать риски и, соответственно, достичь большего успеха в лечении.

С какими ещё осложнениями вы сталкиваетесь, кроме пропущенных зубных каналов и обломков стоматологических  инструмента?

Часто направляют пациентов со склерозированными каналами. Вследствие воспаления зубной нерв пытается сам себя замуровать в корне и тем самым истончает канал. Врачи, лечащие его без увеличения, рискуют не пройти вдоль корня, а продырявить стенку зуба и выйти в кость, что, в свою очередь, приведет к новому воспалению. В итоге, зубной канал не будет найден и пройден, а зуб станет постоянно беспокоить. В нашей клинике такие проблемы успешно решают.

Если говорить о нестандартных ситуациях, что еще можно найти в зубе?

В моей практике я неоднократно находил вату. Она могла находиться в канале зуба пять лет и дольше, вызывая воспаление. Причем вата была как непосредственно под пломбой, так и в самом конце зубного канала, в кости. Как она туда попала, можно только догадываться.

Встречаются и совсем инородные тела. Бывали случаи, когда вместо стандартных стоматологических штифтов мы обнаруживали нестандартные штифты, которые вообще не используются в стоматологии, – обычную строительную проволоку. Или вместо штифта стоял бор, которым препарируют зуб под пломбу.

То есть бор, которым сверлят зуб?

Да, взяли кусочек металлического бора и вставили в зуб. Кроме того, к нам часто присылают пациентов, когда не могут достать штифт. Дело в том, что после лечения каналов часть зубов требует восстановления штифтами, и, если лечение было проведено плохо или дало осложнение, приходится их доставать. Некоторые виды штифтов невозможно достать без увеличения изображения, но благодаря микроскопу мы отлично справляемся с такими задачами.

Честно говоря, услышанное меня впечатлило. Посоветуйте, как правильно выбрать врача для лечения каналов?

Первый критерий выбора любого врача – это доверие, и стоматолог не исключение из этого правила. Если доверия нет, значит это не Ваш врач.

Выбирая клинику, поинтересуйтесь отзывами знакомых, коллег и друзей, но не ограничивайтесь ими, ведь врач может иметь невысокий профессиональный уровень, но при этом нравиться людям, и тогда его будут рекомендовать. Или, наоборот, врач может быть профессионалом высочайшего класса, но не уметь общаться с людьми. Поэтому рекомендации – только половина информации, необходимой для принятия взвешенного решения.

Также нужно удостовериться, что клиника, в которую Вы идёте, действительно, имеет хороший уровень и применяет проверенные современные технологии. Рекомендую найти полчаса, чтобы почитать информацию в Интернете (например, на сайте клиники), а также расспросить на месте о том, чем пломбируют каналы и как это происходит. Перефразируя древнее латинское изречение «Предупрежден, значит вооружен», можно сказать: «Проинформирован, значит подготовлен». Будьте здоровы!

Подготовила Мария Яревцев