Всё, что нужно знать о зубах мудрости

Нужны ли зубы мудрости? Что лучше: лечить их или удалять? И правильно ли избавляться от того, что дано нам самой природой? Эти вопросы задают многие. Ответы знает врач нашей клиники, челюстно-лицевой и ортогнатический хирург Артем Васильевич Дубнов.

Когда режутся зубы мудрости?

Зубом мудрости (в просторечье «восьмёркой») называют 8-й, крайний зуб в зубном ряду, или третий моляр. Своё название он получил потому, что вырастает последним, когда человек достигает интеллектуальной зрелости становится мудрым.

Многие уверены, что появление «восьмёрок» не зависит от того, сколько человеку лет. Это заблуждение: корни зуба мудрости начинают формироваться в 15-17 лет, а сам зуб мудрости растёт в среднем до 25-летнего возраста. Иногда он прорезывается чуть позже или чуть раньше, а бывает, что не появляется вообще. Но если Вам уже исполнилось 27 лет, а зубов мудрости ещё нет, ожидать, что когда-нибудь они прорежутся, точно не стоит.

Пациенты более зрелого возраста, которые обращались к стоматологу, думая, что у них режется зуб мудрости, чаще всего страдали перикоронаритом. Так называется воспаление части десны, которая, как капюшон, накрывает полупрорезавшийся зуб.

Зачем зубы мудрости человеку?

Зубы мудрости мы получили в наследство от наших далёких предков, которые питались в основном твёрдой и жёсткой пищей. Чтобы пережевывать её, требовались мощные челюсти. Со временем питание человечества изменилось. Сегодня мы употребляем намного больше термически обработанных продуктов. «Смягчение» рациона привело к тому, что «восьмёрки» утратили первоначальную функцию, а сама челюсть уменьшилась. В современном мире все чаще наблюдается первичная адентия третьего моляра, то есть ситуация, когда зачатки зубов мудрости не формируются.

Согласно статистике, предусмотренный природой максимум зубов мудрости (то есть четыре штуки) есть примерно у 92% взрослых. У 25% человечества третьи моляры остаются под десной. И приблизительно у 8% не наблюдаются даже в зародышевом состоянии, что свидетельствует не о патологии, а всего лишь об индивидуальной особенности.

Значительная часть современных ученых считает, что большие крайние зубы бесполезный рудимент, который создает слишком много проблем, и лучшее решение – удаление зуба мудрости ещё на начальном этапе его формирования. Однако специалисты отмечают и полезные функции «восьмёрок». Например, они защищают соседние зубы от расшатывания и появления зазоров, в которых может скапливаться пища. Кроме того, именно к большим крайним зубам иногда крепят мостовидный протез.

Какие осложнения могут вызывать зубы мудрости?

Чаще всего зубы мудрости растут с осложнениями. Они могут смещаться, располагаться под наклоном или прорезываться не до конца, вызывая воспаление кости и десны, нарушая прикус, травмируя внутреннюю поверхность щеки и разрушая зубы, с которыми соприкасаются.

Основная причина осложнений маленькая челюсть, которая просто не может уместить максимальное количество зубов. Именно нехватка места вызывает скученность зубов или их ретенцию (полупрорезывание). Третьи моляры появляются на свет, когда рост челюстных костей постепенно сходит на нет. Поэтому зубам мудрости просто некуда расти.

fig1

Рис. 1. Аномальное положение зуба мудрости

Прорезывание зуба мудрости кроме общего дискомфорта (боли, отёка десны, повышенной температуры) у 80% людей провоцирует гнойное воспаление, которое может представлять реальную опасность для здоровья и жизни. Десна вокруг режущегося зуба мудрости принимает форму кармана с капюшоном, под которым накапливаются зубной налёт, остатки пищи и бактерии (см. рис. 2). Это вызывает нагноение и неприятный запах.

fig2

Рис. 2. Перикоронарит (гнойное воспаление десны)

К тому же третьи моляры занимают последнее, самое труднодоступное место на челюсти и зачастую плохо очищаются во время гигиенических процедур. Это способствует развитию кариеса, который с зубов мудрости часто переходит и на другие зубы.

Чтобы не допустить осложнений, связанных с прорезыванием зубов мудрости и прикусом, настоятельно рекомендую посетить ортодонта он специализируется на исправлении прикуса.

Зуб мудрости: удалять или лечить?

Если третий моляр вырос правильно и всего лишь поражён кариесом, его вполне можно полечить. Хотя неудобное расположение и затрудняет лечение зуба мудрости. В случае более серьезных осложнений целесообразность лечебных процедур лучше обсудить с врачом.

Нужно ли удалять зубы мудрости? Если на челюсти не осталось места для еще одного зуба, третьему моляру придется прокладывать себе дорогу, тесня конкурентов (соседние зубы). А значит, осложнения неизбежны. В этом случае лучший выход – удаление зуба мудрости.

fig3

Рис. 3. Рентгенограмма (Константин, 16 и 20 лет)

Перед вами рентгенограмма Константина. Первая сделана во время планового обследования, когда ему было 16 лет и лечащий врач выявил у него зачатки зубов мудрости. Ортодонт установил, что места в зубном ряду недостаточно, и порекомендовал удалить «восьмёрки». Пациент не решился это сделать. А спустя четыре года пожаловался на то, что у него болит зуб мудрости, температура повысилась, наблюдается скученность зубов. Хирург выполнил сложную операцию по удалению проблемных моляров, которая четыре года назад могла быть пройти значительно проще и стоить дешевле. Кроме того, после удаления зуба мудрости Константину показано ношение брекетов, которое также требует определённых финансовых инвестиций.

Помните также, что зуб мудрости при беременности можно удалять не раньше 13-й и не позже 32-й недели. Именно в этот период иммунитет матери максимально высок, а риск для плода минимален. Тем не менее оптимальный вариант для беременной женщины — регулярное посещение стоматолога и профилактика возможных проблем (в том числе и с зубами мудрости).

Можно ли избежать проблем с зубами мудрости?

Безусловно, можно. Для этого достаточно раз в полгода ходить к стоматологу на профессиональную гигиеническую процедуру и раз в год – на профилактический осмотр. Если беспокоит зуб мудрости, воспалилась десна или ваш врач обнаружил проблемы с «восьмерками» на ранней стадии, следуйте его рекомендациям и будьте здоровы!

Чтобы записаться на профилактический осмотр или профессиональную гигиеническую чистку, звоните по тел.: (044) 287-54-57.