Озонотерапия

Озонотерапия при лечении воспалительных заболеваний пародонта

Невзирая на высокий уровень развития стоматологии, на сегодняшний день распространенность заболеваний тканей пародонта в разных странах мира достигает 98%(1). Наиболее распространенным заболеванием парадонта является генерализованный пародонтит (далее — ГП). Несмотря на наличие в современной стоматологии многочисленных методик лечения с использованием новейших технологий уровень заболеваемости ГП в Украине оценивается в 74–80%(2) и в своей повседневной практике врачи-стоматологи сталкиваются с существенными проблемами при лечении данного заболевания, что еще раз доказывает актуальность данной проблемы.

Одним из новых немедикаментозных методов лечения  и профилактики воспалительных заболеваний пародонта является озонотерапия.  В экспериментальных работах и клинических исследованиях были выявлены закономерности, характеризующие физиологические, биохимические и иммуннологические процессы перестройки, возникающие в организме при воздействии озона. Обладая высокой реактогенной способностью, озон активно вступает в реакции с различными биологическими объектами, в том числе со структурами клетки. Противогипоксический эффект является одним из наиболее мощных системных эффектов озонотерапии(3). Он реализуется по двум направлениям: через улучшение кислородного транспорта и за счет положительного влияния на процессы утилизации кислорода(4).

Сегодня четко доказана роль микрофлоры в инициации и прогрессировании пародонтита(5). Современные исследования доказывают, что заболевания тканей пародонта вызываются специфическими патогенными микроорганизмами. Недавно было обращено внимание на Bacteroides forsythus, а также на P. gingivalis и A. actinomycetemcomitans как на первичных важнейших возбудителей большинства инфекций пародонта, явно связанных с другой подгруппой микроорганизмов (C. rectus, E. nodatum, F. nucleatum, P. intermedia/nigrescens, P. micros, S. intermedium и T. denticola) как возможными патогенными микроорганизмами.

В течение последних 120 лет ученые пытались понять микробную природу заболеваний тканей пародонта. Их взгляды на зубную бляшку и составляющие ее микроорганизмы менялись от гипотез о специфичности бляшки к предположениям об ее неспецифичности и снова возвращались к теории о наличии специфических пародонтальных патогенов в бляшке. Изменения во взглядах на бляшку и образующие ее микроорганизмы влияют на стратегию профилактики заболеваний тканей пародонта и контроля за ними. Такое изменение взгляда на бляшку является важной основой будущих усилий по профилактике и лечению  заболеваний тканей пародонта. Компоненты зубной бляшки и входящие в нее микроорганизмы изучаются с помощью аналитического оборудования, и полученные результаты изменили взгляд на зубную бляшку, и сейчас многие ученые-стоматологи рассматривают ее как биопленку.

Биопленка — это  достаточно хорошо организованное, взаимодействующее между собой сообщество микроорганизмов различных групп. Классическим примером биопленки может служить тонкое наслоение на скалах, находящееся посреди течения, на твердых предметах на дне океанов, морей, рек, озер. Подобные биопленки образуются и в ротовой полости, где существуют идеальные условия для  её формирования. Установлено, что свыше 95% идентифицированных в природе бактерий находятся в биопленках.

Вот почему, очень важно не только механическое удаление биопленки и зубных отложений  в полости рта, что является основой лечения воспалительных заболеваний пародонта, но и антибактериальное воздействие на патогенную микрофлору различными способами.

Бактерицидные свойства озона проявляются в отношении всех видов грамположительной и грамотрицательной флоры. Непосредственной причиной гибели бактерий при действии озона являются, с одной стороны, локальные повреждения плазматической мембраны в процессе озонолиза двойственных связей, с другой – озоноиндуцированная модификация внутриклеточного содержимого.

Установлено повышение чувствительности бактерий к действию антибиотиков на фоне озонотерапии.

Воздействие озона на клеточные мембраны бактерий вызывает окисление, а точнее образование пероксидов из фосфолипидов и липопротеинов клеточной мембраны бактерий, в результате чего происходит ее разрыв(6). Антивирусное действие озона, в том числе все липо- и гидрофильные вирусы, включая вирусы гепатита А, В и С и ВИЧ, реализуется на уровне рецепторов поверхности вируса. При воздействии озона на вирусы происходит повреждение полипептидных цепей оболочки вируса, что приводит к нарушению способности вируса прикрепляться к клеткам-мишеням хозяина, а также расщеплению нити нуклеиновой кислоты, вследствие чего вирус теряет способность к репликации и гибнет(7). Дезинфицирующая активность озона проявляется также в отношении грибов и простейших(8). При воздействии озона на мицелий патогенных грибов изменениям сначала подвергаются внешние структуры мицелия (цитоплазматическая мембрана), а затем в процесс вовлекаются внутриклеточные мембранные структуры и органеллы. В результате этого воздействия гифы патогенных грибов становятся плоскими, перекрученными и сморщенными, в них возникают дефекты клеточной стенки вплоть до полной деструкции всех компонентов клеточной структуры гриба.

В 90-е годы впервые был разработан и патогенетически обоснован способ лечения гингивита, хронического генерализованного пародонтита, быстропрогрессирующего пародонтита  с помощью озонотерапии. При лечении воспалительных заболеваний пародонта предпочтение отдается методикам местной озонотерапии. Озонотерапия используется на всех этапах комплексного лечения воспалительных заболеваний пародонта. В нашей клинике  для лечения мы используем немецкий аппарат «Озонимед», который укомплектован набором специальных насадок и позволяет его использовать при различных стоматологических заболеваниях (рис. 1).

При гингивите и генерализованном пародонтите после снятия наддесневых зубных отложений и проведении кюретажа проводится процедура озонотерапии. Курс лечения составляет 5-8 процедур, в зависимости от выраженности воспаления в тканях пародонта. Кроме того, озонотерапия является эффективной процедурой на разных фазах имплантации и других хирургических вмешательствах в полости рта.

Для озонотерапии характерна простота применения, высокая эффективность, хорошая переносимость, практическое отсутствие побочных действий. В клинике мы применяем озонотерапию более 5 лет и считаем, что этот метод является одним из результативных методов, позволяющих повысить качество лечения воспалительных заболеваний пародонта, в том числе и в отдаленные сроки.

Все авторы, работающие с этим методиками, подчеркивают, что озонотерапия – мощный и безопасный метод лечения, а результативность терапии возрастает при лечении незапущенного первичного процесса(9).

Ежегодно многие тысячи пациентов в разных странах получают лечение методом озонотерапии при различных заболеваниях. При этом клиническое улучшение наблюдается в большинстве случаев и отсутствуют какие-либо признаки токсичности спустя месяцы и годы после окончания лечения.

Рис 2а. Состояние тканей пародонта  до лечения.

Рис.2б. Состояние тканей пародонта на 3 сутки после лечения с применением озонотерапии.

Ссылки:

1)     Источник: данные Всемирной Организации Здравоохранения, 2010 г
2)     Н.Ф.Данилевский, Л.Ф.Сидельникова, Ф.Г.Ткаченко,2003; В.А.Лабунец, Н.П.Фоменко,Т.В.Диева,2004; Г.Ф.Белоклицкая, 2003 г.
3)     Relling S. Ozonachriehten, 1985 г.
4)     Rilling S., Viebahn R., 1985 г.
5)     Морозова Л.В., Пожарицкая М.М., Мельничук Г.М., 1998; S.Socransky, A.Haffrejee, 1998; Политун А.М., 2000; Косенко К.М., Мащенко И.С., 2001; Чумакова Ю.Г., 2008; Мазур И.П, 2009 г.
6)     Eberhardt H.G., 1993 г.
7)     Густов А.В. и соавт., 1999; Viebahn-Haensler R., 1999 г.
8)     Lockenvit L.H. L Nature Heilk 1983; Cardendale M.T., Griffits J., 1993 г.
9)     Риллинг З., Фибан Р., 1986; Андреева Н.Н., Перетягин С.П., 1991; Баландина М.В., Перетягин С.П., Сероглазова Т.С., Дергунова Т.В., 1991; Алейников С.О., Чучалин А.Г., 1997; Goldsmith J.R., Nadel J.A., 1969; Beckett W.S. et all., 1988; Beckett W.S., 1988 г.